• (34375) 96-5-04
  • МКДОУ Порошинский детский сад №12, Россия, п.о. Порошино, 38, Еланский, Свердловская обл., Россия, 624853
  • detsadporoshino12@yandex.ru

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Порошинский детский сад №12"

Назад к списку

Рекомендации для родителей по развитию диалогической речи детей с помощью дидактических игр

Все большее количество педагогов бьет тревогу по поводу того, что дети стали меньше разговаривать. По свидетельству учителей начальных школ, дети, приходящие в первый класс, имеют множественные речевые нарушения: значительно нарушено звукопроизношение, не развит лексико-грамматический строй, не сформирована связная речь. Но наиболее уязвимым аспектом в развитии речи детей дошкольного возраста является недостаточность развития диалогической речи.

Родители помните! 

Ваше общение с ребенком очень важно для его развития! Нормой для семьи должно стать постоянное обсуждение с ребенком его проблем! 


После прихода ребенка из детского сада вы должны его спросить, как у него прошел день. И ребенок должен вам рассказать о своих впечатлениях.

Научитесь задавать ребенку самые разные вопросы: 

1. Как прошел день в детском садике?

2. Что сегодня было нового в саду?

3. Что ты сегодня делал (-а) на занятиях?

4. Что вам рассказывала воспитатель?

5. Что кушали на обед (завтрак, полдник, ужин)?

6. А какие книжки в садике есть? Ты сегодня смотрел (-а) какую-нибудь книжку?

7. Воспитатель читала вам сегодня книжку?

 8. С какими игрушками играли? И т.д.

Между тем родитель должен помнить, что ребенка могут утомить слишком частые расспросы. Не все дети любят много разговаривать, поэтому чтобы решить данную проблему, родители могут организовывать свое общение с детьми и развивать у них диалогические навыки через игры. 

Одним из наиболее эффективных средств в развитии диалогической речи дошкольников является дидактическая игра. Если в семье несколько детей, то можно устраивать так, что дети сами совместно создают предметно-игровую среду. Если в семье один ребенок, такие сценки ребенок может разыгрывать и с самим родителем.

Главное, чтобы у родителя было желание и время хотя бы один раз в день с ребенком поиграть в дидактическую игру!!! 

В ходе дидактической игры они могут разыгрывать всякие ролевые диалоги, в ходе которых вступают в разнообразные взаимоотношения. Родители могут предложить детям темы. Например,можно проиграть ситуацию "Врач и больной".Где родитель будет играть роль больного,а ребенок будет врачом.











Родители могут подсказывать ребенку, что он должен говорить, а другой ребенок может отвечать согласно отведенным ролям. Например, игра с кухонькой.

Родитель: Нина давай я буду голодным папой,, а ты мне приготовишь еду на кухне. Нина, приготовь мне фруктовый салат пожалуйста.

Нина: Хорошо. (родитель также помогает сформулировать вопросы). А когда ты хочешь покушать.

Родитель: Я пойду помоюсь, переоденусь. А ты приготовь. 

Нина: Мне нужно полчасика и т.д. 

Если дети затрудняются родители могут помогать детям формулировать вопросы и ответы. Такие диалогические сценки на какой-то одной дидактической основе можно осуществлять по любой тематике. Каждый раз такие сценки могут быть по новой теме. Главное, чтобы у детей была организована предметно-развивающая среда – игрушки, атрибуты темы, книжки и прочее.

Дидактические игры – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, так как для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи.

Чтобы добиться своей цели, если родитель ставит перед собой конкретные задачи развития каких-то качеств у ребенка, то он должен понимать, что специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлена, выделены в явном виде. 

Поэтому если Вы добиваетесь цели – развить в ребенке навыки общения, то поставьте конкретную цель, когда организовываете дидактическую игру, например, цель – добиться от ребенка, чтобы он отвечал на вопросы. Поэтому через игру и использование дидактических игрушек, это сделать легче, чем просто задавать ребенку вопросы. Постепенно в ходе игры, ребенок научится отвечать на вопросы.

Затем усложняйте задачи, например, поставьте задачу, чтобы ребенок давал развернутый ответ на Ваш вопрос в ходе игры, помогайте сформулировать ребенку более полный ответ и т.д.

ВАЖНО!

Ребенок будет участвовать в этой игре, если будет видеть, что Вы делаете это искренно, если Вам самому интересно общаться с ребенком, если Вам интересны проблемы Вашего ребенка!