• (34375) 96-5-04
  • МКДОУ Порошинский детский сад №12, Россия, п.о. Порошино, 38, Еланский, Свердловская обл., Россия, 624853
  • detsadporoshino12@yandex.ru

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Порошинский детский сад №12"

Назад к списку

Сюжетно-ролевые игры в речевом развитии дошкольников

В рамках работы над одной из годовых задач «Развитие речи дошкольников через различные формы организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» в октябре воспитателями средней группы №1 Беляевой Ольгой Геннадьевной и Гайсаровой Натальей Николаевной с детьми был проведен открытый показ проведения сюжетно-ролевых игр.


Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память, речь детей. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение.

Для сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста были выбраны такие игры как «Ветеринарная клиника» и «Магазин».

В процессе игры дети показали свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, интересам в пользу другого, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, педагог не только помогает детям из многих предложений выбрать самое интересное, но и учит их уважать замысел друг друга, быть внимательными к своим товарищам.

Строя совместную игру с детьми, воспитатели постепенно ее усложняли, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль. В дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентируя детей друг на друга, требующей ролевого взаимодействия.

В подходе к руководству игрой, основное внимание уделялось содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети, и тем более развита игра.Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Научившись играть в сюжетно-ролевые игры под руководством воспитателя, в дальнейшем дети сами будут выбирать тему игры, определять линии ее развития, решать, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Сюжеты, развертываемые детьми, станут разнообразнее и сложнее, приобретут многотемный характер.

Таким образом, успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога. Благодарим воспитателей средней группы №1, которые поделились с педагогами своим опытом в организации сюжетно-ролевых игр.